Лотос Комарова

Лотос Комарова
остров Путятина

вторник, 15 февраля 2011 г.

Хайфа. Музей нелегальной иммиграции и военно-морского флота


Данный пост делал отдельным материалом, от того и помещаю не в хронологическом порядке: им я хочу окончить рассказ об отпуске на Святой Земле. И приступить к следующей теме. Итак...

...В Хайфе, на берегу Средиземного моря и у подножия горы Кармель, среди листвы вечно цветущих деревьев, можно обнаружить вещь не самую, для этих мест характерную: субмарина выстрелила в небо выдвижные устройства. Здесь расположен военно-морской музей ВМС Израиля.

Собственно говоря, музеев два. Один называется «Национальный музей морской археологии» (National maritime museum). Второй и вовсе странно: «Музей нелегальной иммиграции и военно-морского флота»

На входе в «Музей морской археологии» встречает охранник. Вещь в Израиле обычная – человек с пистолетом здесь - нормальная деталь пейзажа. Впрочем, в данном случае охранник оказался русскоязычным, и дал дельный совет: билет в военно-морской музей стоит дешевле и действителен, также, для морского - археологического.

На входе в музей – проверка документов. Обычные музеи обходятся без нее, но все что связаны с вооруженными силами «держат марку». Предъявляем паспорта (появление на улицах без документов в Израиле наказуемо). На кассе девушка в морской, песочного цвета, униформе продает билеты и выдает путеводитель по музею на русском языке. Интересное наблюдение: солдаты здесь чаще всего по-русски говорят, моряки – нет.

Экспозиция музея не велика, но очень богата. Не мудрено: ВМС Израиля лет не так уж и много, а вот количеству проведенных ими за это время боевых операций могут позавидовать многие флоты постарше. Начнем с начала…

Странное название музея не случайно. Военно-морские силы Эрец Израэль  (Морской Корпус Израиля)  начали свою историю как флотилия судов доставлявших в Палестину нелегальных иммигрантов. Дело в том, что Палестина, на тот момент, была английской подмандатной территорией, и видеть на ней еврейское государство англичане вовсе не стремились. Вот и сдерживали иммиграцию как могли. В результате, в составе сионистских отрядов самообороны «Хагана» появилась «морская рота», отвечавшая за тайный провоз европейских евреев на историческую родину. Особенно актуальна ее деятельность стала после захвата большей части Западной Европы Вермахтом: люди бежали в Палестину от «окончательного решения еврейского вопроса».

В трюмы первых судов «Веллос 1» и «Юнион» иммигранты набивались буквально как сельди в бочку,  благо путь от греческого Пирея, до Таль-Авива или Хайфы занимал немного времени. Правда, мог он оказаться и весьма тернистым: корабли Роял Нэви старались задерживать суда иммигрантов на подходе. Шансы у «кошек» и «мышек» были примерно равны, до тех пор, пока англичане не установили на вершине горы Кармель радар, выводивший эсминцы и фрегаты прямо на переполненные беженцами суда в любую погоду и в любое время суток. С этим радаром связана первая боевая операция ВМС Израиля.

20 января 1946 года саперы из морской роты «Хаганы», совершили  нападение на РЛС, но британские солдаты отразили атаку. Вторая попытка была предпринята 21 февраля и завершилась успехом: все оборудование было выведено из строя. В радиолокационном поле появилась дыра, в которую смогли проходить суда иммигрантов.

…На входе в экспозицию, рассказывающую о становлении ВМС Израиля, старая французская 65-мм десантная пушка «Наполеончик». Если операцию 1946 года можно, хоть и с натяжкой, назвать «террористическим актом», проведенным незаконным вооруженным формированием, то это орудие уже стояло на первом израильском военном корабле – переделанном из ледокола сторожевике  А-16 «Эйлат». 20 мая 1948 года четыре пушки были сняты с корабля и отправились прикрывать долину реки Иордан от вторжения Сирийской армии.

К недолгой истории своего флота в Израиле относятся трепетно: в музее есть модели всех самых известных кораблей ВМС, подробно, с картами и схемами, разобраны все боевые столкновения. Да и без посетителей музей не простаивает. Пока мы обходили экспозицию, мимо прошли, как минимум, три экскурсии – две группы школьников и группа полицейских (в израильской полиции проходят срочную службу так же как в армии или на флоте).

…На полке модель корабля. Это переделанный из круизного теплохода корабль-матка боевых пловцов К-46 «Маоз». В сентябре 1948 года он доставил к цели группу коммандос, участвовавших в потоплении флагмана Египетского флота «Эль Эмир Фарух». Боевым пловцам здесь посвящена отдельная экспозиция. Не имея возможности содержать большой флот, израильтяне предпочитали компенсировать слабость, дерзостью и мастерством. Тем более, что в наследство от англичан им досталось трофейное оборудование знаменитой итальянской «ХХ флотилии легких сил» - подводных диверсантов «черного князя» Боргезе.

Шли годы, флот Израиля пополнялся кораблями. Гремели войны, проводились операции, изменившие лицо войны на море до неузнаваемости. В военно-морском музее Израиля не скрывают ни побед, ни поражений. Останавливаюсь у модели эсминца «Эйлат». Этот бой мы проходили в училище: тогда, 20 октября 1967 года, после Шестидневной войны, эсминец патрулировал побережье Синайского полуострова. Корабль был атакован двумя, вышедшими из Порт-Саида, египетскими ракетными катерами (советской постройки). Из четырех выпущенных ракет, три поразили цель. Эсминец погиб, унеся на дно тела 47 моряков.

Впрочем, учиться на ошибках в Израиле умеют. Вскоре ВМС этой страны обзавелись первыми кораблями собственной постройки. Ими стали, именно, ракетные катера. В октябре 1973 года, шести израильским катерам удалось выиграть бой у египтян, потопив три катера из четырех.

Наверное, самое интересное, в военно-морском музее Израиля – «орудийный дворик». Здесь установлены не только артиллерийские орудия, но и подводная лодка, ракетный, сторожевой и торпедный катера.  Экспозиция весьма продумана. Вот, друг против друга, стоят ракеты: советская, SS-20 (по натовской классификации), и израильская – «Габриэль». Именно ими стреляли евреи и египтяне в октябре 73-го. В музее и сейчас ракеты устремлены друг на друга.

Некоторые экспонаты уникальны. Например, итальянская миниподлодка для транспортировки подводных диверсантов, «Маяле». С ее помощью итальянцы, во время Второй Мировой войны, пустили на дно английский линкор на рейде Александрии. А позже ее, не менее эффективно, использовали израильские коммандос. Или, итальянские же, радиоуправляемые катера. Они также принимали участие в атаке на египетский флагман и его эскорт, 22 октября 1948 года.

Есть здесь и более «свежие» экспонаты. Например, пробитый пулями корпус скутера, на котором террорист пытался, 9 октября 1993 года, уйти от моряков патрульного катера «Девора».

Внутрь выставленной в дворике подлодки пускают посетителей, как и в гвардейскую, краснознаменную «С-56» во Владивостоке. Правда, часть отсеков не отведена под музейную экспозицию, а сохранен весь интерьер субмарины. Для большего «погружения» в будни израильского флота здесь не только светятся лампочки в приборах, но и гудят механизмы, из динамиков корабельной трансляции раздаются гортанные команды на иврите. Аналогичным образом устроена экспозиция внутри ракетного катера «Мивтах» - первого ракетного катера ВМС Израиля.

Не менее интересен музей морской археологии. Да и что говорить: побережье Израиля – перекресток морских дорог с древнейших времен.

Наряду с великолепно исполненными моделями древних кораблей, здесь хранятся и подлинные «артефакты»: бронзовый таран греческой триеры, керамические сосуды с «греческим огнем» - наследство византийской эпохи. Римские якоря, египетские мечи, финикийские шлемы.

Отдельная экспозиция посвящена пиратству, которое (заслуженно!) названо «академией  морского искусства». Великолепна коллекция холодного и огнестрельного оружия всех времен и народов.

Интересно, что есть в музее модели кораблей Российского Императорского флота, да ВМФ СССР неплохо представлен. Удивление пропадает, когда читаешь список мастеров-судомоделистов:  большая часть фамилий в нем выдает наших бывших соотечественников.

…Сегодня ВМС Израиля по-прежнему далеко не самые многочисленные в регионе. Три подлодки, три корвета, десяток ракетных катеров, два десятка – сторожевых. Но сегодня слабость стараются компенсировать не дерзостью, а высокими технологиями. В вооруженных силах Эрец Израэль гибель даже одного военнослужащего является огромной трагедией, которая может послужить поводом для ухода в отставку кабинета министров. Так что, электронной начинке кораблей и оружия  здесь уделяют первостепенное внимание.

Особый разговор о средствах разведки и связи. Современные израильские беспилотники считаются лучшими в мире. Кроме того, ведется постоянное совершенствование подобных машин. Сеть радаров создает плотное радиолокационное поле вдоль всего побережья страны, при этом, разрешающая способность РЛС позволяет распознавать цели самого мизерного водоизмещения. Со связью дела обстоят попроще – театр возможных военных действий у ВМС достаточно небольшой. Тем не менее, управление всеми кораблями в режиме реального времени здесь достигнуто уже пару десятилетий назад.

Система комплектования флота, так же как и армии, в Израиле сильно отличается от принятой в России. «Профессиональную» армию здесь считают тупиковым путем развития. Служат все! Мужчины три года, женщины – два. Кроме того, женщинам, разрешено проходить службу в боевых подразделениях по желанию. Проблема, отсутствия вакантных должностей в связи с ростом населения страны, решается просто: если призывнику не хватило должности – ее создадут. Пусть это даже будет должность кассира в военно-морском музее, но служить он (она) будет!

Также есть здесь, не привычное для российского уха, словосочетание: офицеры срочной службы. Системы военных училищ в нашем представлении в Израиле нет (в военно-морском училище, в Хайфе, учатся аж два года). Есть офицерские курсы, которые может окончить солдат или матрос во время срочной службы. И, дослуживать ее уже в звании лейтенанта. По мере продвижения по службе, он будет проходить все новые, и новые курсы. Гибкость этой системы, с нашей точки зрения, поразительная. Например, матрос, окончивший срочную службу, запросто может, в течение трех лет, вернуться на контракт. А офицер, может уйти со службы учиться в гражданский ВУЗ, с последующим возвращением «под знамена».

Престиж военной службы в Израиле традиционно высок. Тем не менее, в последнее время, намечаются не самые благополучные тенденции. Появляются «отказники». Их не много, но раньше - не было вообще. По-прежнему огромный поток желающих служить в элитных подразделениях, вроде подводных диверсантов. Но, в сравнении с прошлыми десятилетиями, все больше молодых израильтян ищут теплых мест в не боевых частях. Для сегодняшней России такой процент «косарей» и «пекарей» - мечта всех военачальников от Министра до командира отделения. Но во «фронтовом» Израиле эта тенденция вызывает озабоченность.

Еще хуже то, что снижается решимость высших руководителей к жестким силовым акциям. Восток – дело тонкое, а Ближний Восток – очень тонкое. Лучше всего на Востоке понимают силу, а толерантность и либерализм считают признаками слабости. Случай с Флотилией Свободы в Газе, здесь, считают примером недостаточно решительных действий, по пресечению поставок оружия террористам.

Впрочем, пока для Израиля единственное условие существования – быстрые и решительные победы в войнах, обделены вниманием общества и правительства ни флот, ни армия не будут…

Комментариев нет:

Отправить комментарий