Лотос Комарова

Лотос Комарова
остров Путятина

пятница, 21 января 2011 г.

Иерусалим-2. Продолжение.

По, относительно свободным от автотранспорта, субботним улицам продвигаемся к следующим пунктам поездки. За окном "форда" - серо-желтые камешки прямоугольной формы на серо-желтой земле. Камешки друг к другу близко-близко. Это - самое дорогое кладбище Мира. Считается, что когда придет Мессия (для христиан - второй раз придет Спаситель) воскрешать мертвых он начнет с этого самого места.

...Самая большая загадка - как я проглядел русский Свято-Троицкий собор во время первой поездки в Иерусалим. Собор - практически в центре Нового города, рядом с мэрией и прочими блатными местами. Построен в конце 19 века стараниями все того же архимандрита Антонина (Капустина). Впрочем, его стараниями в Иерусалиме построена вся "инфраструктура" русской православной церкви, все монастыри, храмы, подворья. Могучий был человек! Это ж сколько надо было всего сделать: добиться разрешения властей (турецких), найти деньги, архитекторов, строителей, художников, духовенство и монашествующих...

Мимо Собора возвращается из синагоги религиозная иудейская семья - впереди мужчины с пейсами, в черных шляпах и лапсердаках, чуть поодаль женщины - в длинных юбках и с покрытыми волосами. Много детей, одетых точно так же. Рядом - одноэтажное здание с колючей проволокой по крыше. Сделанная старой орфографией надпись поясняет, что это - Елизаветинское подворье. Колючая проволока говорит, что сейчас это - израильская тюрьма. Поодаль еще одно строение с круглой башенкой. На флаге над башней - крест. Это Сергиевское подворье. Сегодня оно действует. Имущество русской православной церкви в Иерусалиме передал Израилю Хрущев. Говорят - продал за несколько сот тонн апельсинов. Сделка - за гранью идиотизма: апельсинами на Ближнем Востоке кормят свиней, поскольку ничего дешевле здесь нет. А земля в центре Иерусалима стоит... Абсолютно бешеные деньги. Тем не менее, большая часть собственности уже возвращена Церкви.

Вдали, через долину от Собора, в дымке виднеется высокая, даже на таком расстоянии, колокольня - Русская свеча. Туда мы не поедем - впереди следующий этап - Горненский монастырь.

...Машина пробирается сквозь лабиринт Иерусалимских улиц. По сторонам красные, чугунные грибы - оставшиеся еще от англичан почтовые ящики. Шикарный отель "King Davyd" - здесь, незадолго до предоставления еврейскому государству независимости, сионисты-террористы устроили знаменитый взрыв. Мельница Монтефьори - одна из ново-иерусалимских достопримечательностей...

Вскоре "форд" летит по пригородному серпантину. Купол Собора Всех Святых в земле Российской просиявших, Горненского монастыря показывается... Где-то внизу, почти под ногами. Подъезд к монастырю, вообще, - дело не простое. Вроде - вот он купол, издали виден. Но, как  локоть - близко, а не укусишь... Секрет в том, что единственная подъездная к монастырю дорога, проходит через территорию крупнейшего в Израиле медицинского центра. Спрашивайте дорогу у охранника на воротах медцентра - он все объяснит!

Упс! К прибыв к воротам в начале двенадцатого обнаруживаем, что до 15.00 монастырь закрыт для посетителей. Что ж, значит есть время перекусить. Главное - найти не занятое место для пикника. Таковых мест в поросших лесом иерусалимских горах не мало, но суббота в Израиле выходной день, так что искать свободный столик в тени (солнце уже начинает печь на полную мощность) приходится долго...

Наконец, стрелки часов приближаются к 15.00. За воротами Горненского монастыря чистота, практически идеальная. Стоит отметить, что православные монастыри, вообще, в плане порядка, отличаются от католических в лучшую сторону. Монашеские кельи - отдельные домики утопающие в тени раскидистых деревьев. Говорят, что когда архимандрит Антонин искал насельников иерусалимским монастырям, то условием приема было строительство домика и посадка определенного числа "высочайшеутвержденных" деревьев. Сегодня результаты этой политики - на лицо. Монастырь буквально утопает в цветах и зелени.

Но, в отличие от церкви Марии Магдалины в Гефсимании, Собор Всех Святых слишком велик, что бы показываться из ветвей внезапно. Его мощный купол, как шлем русского богатыря виден издалека: на радость друзьям, на страх супостату. Собор - старый и молодой одновременно. Старый, потому, что строительство его было начато еще до революции - в 1911 году. Молодой, потому, что окончено оно было в 2007 году, к 160-летию обители. Строгая архитектура, выстроенного из непередаваемо-золотистого иерусалимского камня собора, вызывает в памяти псковские и новгородские храмы. Как сказал о них кто-то из историков: "новгородец любил силу, и красота новгородских церквей - красота силы".

Собор построен на месте встречи Пресвятой Богородицы Марии со своей двоюродной сестрой Елизаветой. Рядом, населенный арабами-христианами, жутко живописный поселок Эль-Карем, где, по преданию, родился Иоанн Креститель. Отсюда в монастырь, по праздникам поднимается Крестный ход.

...Вновь под колесами разматывается серпантин горной дороги. По дороге в Бер Шеву последняя остановка - католический монастырь ордена силезианцев, Бейт Джамаль. Духовный центр монастыря, церковь Святого Стефана - первого из христиан побитого камнями за веру. Церковь построена на развалинах византийской базилики, которая в свою очередь была выстроена на могиле Святого Стефана. Полы в ней до сих пор украшают мозаики более чем полутора тысячелетней давности. Рядом, баскетбольная площадка и монашеские корпуса. В Бейт Джамале монахи делают вино (очень вкусное!), давят оливковое масло (может я и слишком доверяю силезианцам, но выжимки вместо масла они не подсовывают) и изготовляют керамическую посуду ручной работы.

Солнце садится. Закатный вид из монастыря Бейт Джамаль не менее прекрасен, чем восход в Латруне. Солнце пропитывает яркие цвета Святой Земли своими лучами, делая их мягче. Глядя на это понимаешь: Господь дал своему народу правильную землю...

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий