Лотос Комарова

Лотос Комарова
остров Путятина

вторник, 18 января 2011 г.

Иерусалим. Второй подход.

Утром поднимаемся рано. Выезжать в дальнюю дорогу, в Израиле, стоит с утра пораньше - пока не началось пекло. И вот "Форд-Фокус" несет нас по гладкой, как кожа младенца трассе в Иерусалим.

Первая остановка - Латрунский монастырь. Монастырь католический, славится вином и оливковым маслом. Приезжаем рано - торговцев еще не видно, монахов тоже - скорее всего в храме, на молитве. На воротах монастыря надпись, точнее картинка, поясняющая что в обители стоит соблюдать тишину, не входить с оружием, сигаретами, едой, собаками и в чрезмерно открытых костюмах.

В монастыре тихо, мощеные разноцветной плиткой дорожки, сосны, пальмы, кипарисы, много цветущих яркими и крупными цветами кустов. Невысокое двухэтажное здание крыто красной черепицей. Фасад храма выполнен в романском стиле с "кельтским" крестом на крыше. Из стоящего на пригорке монастыря открывается великолепный вид на пробуждающиеся холмы Иудеи.

И вновь дорога бежит меж полей и виноградников. Израиль - небольшая страна, размером примерно со Шкотовский район Приморского края, к тому же на половину покрытая пустыней. Поэтому каждый клочок пригодной к обработке земли здесь обрабатывается почти так же интенсивно как в Китае. Не так конечно, все-таки народу здесь поменьше, да и не китайцы израильтяне (что еврейского, что арабского, что русского происхождения), но... Близко к тому.

Субботний Иерусалим гораздо пригоднее к передвижению на личном автотранспорте, чем в остальные дни недели. Евреям в этот день запрещено зажигать огонь (и еще много чего), а в двигателе автомобиля огонь имеется. У арабов же машин поменьше, т. к. живут они победнее. Так что для автомобилиста суббота - лучший день для поездки. Единственное, не стоит заезжать в кварталы заселенные религиозными иудеями - могут закидать камнями машину. Мои израильские знакомые уверяют, что когда они служили здесь в армии, по субботам закидывались камнями даже военные джипы - отношение некоторых ультрарелигиозных иудеев к государству Израиль "оставляет желать лучшего", точнее они его не признают вообще. Так это или не так не знаю, но слышал это не однократно, причем от разных людей.

На этот раз мы решили избежать толчеи Старого города, тем более, что в Новом городе тоже есть на что посмотреть. Правда, пока добирались от Бер Шевы до Иерусалима, туристы успели проснуться и ринуться к достопримечательностям, поэтому найти парковку поблизости от Гефсиманского сада - задача не для слабонервных. Наконец "Форд" припаркован. На нас набрасываются местные арабы - кто-то предлагает купить оливковую ветку из самого известного на Земле Сада, кто-то - "присмотреть" за машиной. Ветку лучше не брать, нет никакой гарантии что сорвана она не за пару километров от Гефсимании, а вот на "присмотреть" лучше раскошелиться, иначе вернувшись можно обнаружить на крыле авто, выцарапанную арабскую надпись непристойного содержания, или даже пробитое колесо.

И вот, перед нами ворота русского Гефсиманского монастыря. Расположенный над Садом и католической Церковью Всех Наций он поражает тишиной - русских паломников значительно меньше чем католиков, ведут они себя потише, а туристам русский монастырь чаще всего не интересен. Калитка монастыря заперта, но вспомнив евангельское "стучите и откроется вам" смело жмем на кнопку звонка. Привратница в подряснике пропускает нас, тем более, когда узнает откуда мы прилетели: если Иерусалим - Центр Вселенной, то Владивосток, явно, ее Край. Дорожка с низкими ступеньками ведет к Храму. Сам монастырь больше похож на сад, даже свет здесь какой-то золотисто-зеленый. Из-за поворота возникает низенькая часовенка. На Западной Украине такие называют "каплычка". Рядом с часовенкой икона - "Моление о чаше", ниже надпись славянской вязью: "Бдите и молитеся, да не впадете в напасть". Наверное, здесь апостолы ждали Спасителя и уснули.

Наконец, из-за крон деревьев появляются пять куполов Церкви. Церковь святой Марии Магдалины в Гефсиманском монастыре была построена стараниями архимандрита Антонина (Капустина), в память императрицы Марии Александровны и освящена 1(13) октября 1888 года. Расписывали храм великие русские художники: С. В. Верещагин и В. П. Иванов. Сегодня там хранятся мощи преподобномучениц Елизаветы и Варвары, икона Марии Магдалины с частицей ее мощей и Чудотворная икона Божьей Матери Смоленской "Одигитрия".

От монастыря прекрасный вид на Храмовую гору, с мечетями Омара и Аль-Аксой. Впрочем, вблизи соцветие золотых куполов церкви Марии Магдалины смотрится гораздо презентабельнее. Может от того, что сам монастырь содержится... Чище здесь. И спокойнее. Если едите в Иерусалим молиться, то в тихом Гефсиманском монастыре это сделать легче чем в шумном и суетливом Старом городе. Впрочем, сам Спаситель уходил молиться именно сюда.

Несмотря на то, что иконная лавка по раннему времени еще не работала, товар на лотках активно раскладывался. Узнав что наша компания прибыла из Владивостока, матушками тут же была собрана посылка для Владивостокской православной гимназии, с коей у монастыря имеются дружеские связи. Если кто из Гефсимании увидит эту страницу в Интернете (что вряд ли), докладываю: груз доставлен по назначению!

Ниже монастыря, толкотня на входе в сам Гефстманский сад. Попав в очередь из туристов чувствуешь себя как в московском метро - идешь в людском потоке мимо тысячелетних олив, сопровождаемый разноязыким гомоном и щелчками фотоаппаратов.

А вот в церкви Успения Пресвятой Богородицы народу значительно меньше. Может быть из-за того, что в церкви нет католического придела, только православные, армянский, коптский и сиро-яковитский. Церковь была построена над гробницей Пресвятой Богородицы в 4 веке нашей эры императрицей Еленой - матерью Константина Великого. Потом была разрушена и восстановлена в 12 веке дочерью Иерусалимского короля Балдуина II Мелисандой. Церковь упоминается в известном памятнике древнерусской литературы - "Житие и хождение Игумена Даниила из русской земли". В храме, рядом с Гробницей расположена икона Иерусалимской Божьей Матери. Храм - подземный. По легенде Богородица была погребена здесь "в Гефсимании в новом гробе", но когда апостол Фома, не успевший к похоронам, через три дня попросил открыть гроб что бы попрощаться с Матерью Спасителя, гроб оказался пустым.

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий